Шесть вопросов об электронной регистрации прав

В Управлении Росреестра по Санкт-Петербургу прошла горячая телефонная линия по вопросам регистрации прав на недвижимое имущество в электронном виде. 

Предлагаем ответы на некоторые поступившие вопросы.

 

Вопрос: Слышала, что изменился порядок электронной регистрации. Нужно ли мне заранее подавать заявление о намерении воспользоваться электронной формой, если подача документов для регистрации сделки с привлечением кредитных средств планируется  через банк?

 

Ответ: Верно, с 13 августа 2019 года вступили в силу изменения в Федеральный закон  «О государственной регистрации недвижимости», направленные на защиту интересов граждан в случае недобросовестных действий по отчуждению принадлежащего им недвижимого имущества с использованием ключа электронной подписи, полученного незаконно. В частности предусматривается, что государственная регистрация перехода права собственности на недвижимое имущество, принадлежащее физическому лицу, на основании поданных в электронном виде документов и подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью (УКЭП), возможно только при наличии в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) записи о возможности представления таких документов, подписанных УКЭП.

 

Законом предусмотрены исключения. Наличие в ЕГРН отметки о согласии владельца на осуществление сделок в электронном виде необязательно, в том числе, в случае если документы представлены сторонами с использованием информационных технологий взаимодействия кредитной организации.

 

Таким образом, в случае представления Вами документов посредством информационных банковских технологий, заявление о возможности регистрации в электронном виде подавать не обязательно. 

 

Вопрос: Каким образом можно подать заявление в Росреестр о возможности проведения регистрации перехода прав на основании документов, подписанных УКЭП?

 

Ответ: Заявление о возможности регистрации перехода прав на недвижимое имущество на основании документов, подписанных УКЭП, можно представить в территориальный орган Росреестра на бумажном носителе посредством обращения в офисы МФЦ «Мои документы» или почтовым отправлением. Такое заявление может быть подано как в отношении одновременно всех объектов недвижимости, принадлежащих Вам, так и в отношении одного из них.

 

Вопрос: Будет ли мне отказано в регистрации прав собственности, если я не подал заявление о возможности проведения регистрации перехода прав на основании документов, подписанных УКЭП,  и в ЕГРН отсутствует соответствующая отметка?

 

Ответ: Отсутствие в ЕГРН записи о возможности регистрации на основании документов, подписанных УКЭП, является основанием для возврата поданных в электронном виде заявления и документов без рассмотрения. Однако Законом предусмотрен ряд исключений. Наличие в ЕГРН отметки о согласии владельца на осуществление сделок в электронном виде необязательно в следующих случаях:

  • документы представлены нотариусом на основании нотариально удостоверенной сделки или органами государственной (муниципальной) власти;
  • договор купли-продажи представлен сторонами с использованием информационных технологий взаимодействия кредитной организации;
  • документы подписаны УКЭП, выданной удостоверяющим центром Федеральной кадастровой палаты.

 

Вопрос: Могу ли я получить бумажное свидетельство после проведения регистрации права собственности в электронном виде? 

 

Ответ: Свидетельства о государственной регистрации права в виде бумажного документа не выдаются более трех лет - с 15 июля 2016 года. Единственным документом, который подтверждает зарегистрированное право собственности, является выписка из ЕГРН. После проведения государственной регистрации в электронном виде выписка особой формы направляется вам на электронную почту. Если это необходимо, получить выписку в виде бумажного документа Вы можете, заказав ее в МФЦ «Мои документы».

 

Вопрос: После проведения регистрации права я получил документы на электронную почту. Как теперь мне открыть документ формата xml?

 

Ответ: Для того чтобы можно было прочитать содержимое документов формата xml, на сайте Росреестра rosreestr.ru разработан специальный сервис «Проверка электронного документа». Сервис позволяет сформировать печатное представление выписки, полученной в электронном виде, и проверить корректность электронной цифровой подписи, которой она подписана. В поле «Электронный документ (xml-файл)» нужно загрузить файл из архива документов, полученных Вами по электронной почте, далее нажать кнопку «Проверить». В появившемся окне выбрать и нажать «Показать в человекочитаемом формате». В новом окне вы увидите привычный документ — выписку из ЕГРН или файл с отметкой о регистрации.  

  

Вопрос: Мне нужно представить в пакете документов для электронной регистрации нотариальное согласие супруга на продажу квартиры. Как это сделать, если оригинал согласия на бумажном носителе? Мы должны будем обращаться к нотариусу еще раз?

Ответ: Вам необходимо запросить у нотариуса электронную версию согласия супруга, заверенную ЭЦП. В программе есть возможность прикрепить этот документ.

 

 

Справка!

 

1 ноября 2019 года вступила в силу норма Федерального закона от 02.08.2019 №286-ФЗ, дополнившего Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости» статьей 36.2.

 

Согласно закону, орган регистрации прав обязан уведомлять граждан о поступлении на государственную регистрацию заявления и документов в электронной форме, подписанных УКЭП, в отношении принадлежащих такому гражданину объектов недвижимости. Уведомления будут направляться, к примеру, на имеющийся адрес электронной почты.

 

Эта норма действует независимо от наличия отметки в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) о возможности регистрации на основании документов, подписанных УКЭП.