Россия - многоконфессиональное государство

«Россия - страна, у которой есть выработанные веками принципы взаимодействия между конфессиями, народами, выработанные на генном уровне. Наши религии даже отличаются от традиционных стандартов христианства и ислама, так как они приспособились существовать на одной территории, под одним небом»

 

(президент России В. Путин).

 

Исторически сложилось так, что на территории России жило большое количество народов. Несмотря на то, что они отличались друг от друга традициями, культурой, а также религией, все народы общались друг с другом, вели торговлю, обменивались опытом, традициями и культурой. Следует отметить, что народы не перенимали чужие традицию и культуру, а принимали ее и с уважением относились к ней, не осуждая, не унижая и не высмеивая. К примеру, можно отнести традиционный татарский праздник Сабантуй. С недавних пор этот праздник стал общероссийским, то есть его теперь празднуют не только в республике Татарстан, но и по всей России.

 

На сегодняшний день в Российской Федерации восстановлено и построено 7200 мечетей. Действующих православных храмов-17000. Синагог - 70. Самый северный в мире буддийский храм - построенный ещё до революции в Петрограде дацан «Гунзэчойнэй» - сейчас служит туристическим и культовым центром буддистской культуры. Ведется строительство первого буддийского храма в Москве.

 

В России самые большие по численности религии - это православие и ислам ханафитского толка.

 

В России конфликтов на почве веры между ними почти не было. Волжские, астраханские, сибирские татары, а также кавказские татары (азербайджанцы) восприняли ислам в исторической древности. Ислам - бесспорно коренная религия России. Поэтому недопустимо пренебрегать интересами наших соотечественников-мусульман. Ведь они живут на этой - нашей с ними - земле испокон веков.

 

При сравнении можно найти поразительные соответствия в исламской и христианской эсхатологии, до такой степени значимые, что на этой ниве можно даже говорить об этих двух верах как близкородственных.

 

Религиозная толерантность (веротерпимость) – это терпимые, толерантные отношения между верующими различных религий и конфессий, религиозными объединениями, основанные на принципе взаимоуважения, взаимного признания прав на существование и деятельность.

 

Вопрос религиозной толерантности крайне важен в обществе, котором живем. Религиозная толерантность бывает нескольких видов, в зависимости от объекта:

- толерантность в отношении к иноверцам (христианин-мусульманин, буддист-мусульманин, христианин-буддист);

- толерантность в отношении к представителям других конфессий (католик-протестант, суннит-шиит);

- толерантность к сектантским движениям, а также толерантность сектантских движений друг к другу;

- толерантность между верующими в Бога и неверующими (верующий-атеист).

 

Главными причинами межконфессиональных конфликтов в России являются перенесение на религиозную сферу политических и национальных противоречий и в столкновения экономических интересов представителей разных национальных групп, которые прикрываются религиозными лозунгами. Также причинами могут являться такие явления, как религиозный фанатизм, нетерпимость верующих, выборочное, предвзятое отношение власти к разным религиозным организациям, в результате чего их конституционные права обеспечиваются не в равной мере, недобросовестное отношение СМИ к подаче информации может также разжечь конфликт на религиозной почве.

 

Любой социальный конфликт проходит три основные стадии:

- Предконфликтная - конфликтная ситуация. Стороны осознают существующее эмоциональное напряжение, стремятся преодолеть его, осознать причины конфликта, оценивают свои возможности;

- Непосредственно конфликт - недоверие и отсутствие уважения к противнику; согласие невозможно. Наличие инцидента, т.е. социальных действий, направленных на изменение поведения соперников. Их открытые и скрытые действия.

- Разрешение конфликта - завершение инцидента, устранение причин конфликта.

 

При устранении конфликта на первой стадии, он чаще всего быстро забывается и «безболезненно» переживается участниками, что является наиболее выгодным как для участников, так и для государства в целом, но чаще всего конфликт проходит все три стадии.

 

Обеспечение нормальных взаимоотношений между религиями, а отсюда и между этническими группами, имеет большое социальное значение. Здесь немаловажно обеспечение формального и, в особенности, фактического равенства между религиозными организациями, как и их равенства перед законом и правами. Ни одна из религий не должна иметь преимущества перед другими.

 

Очень важное в обеспечении нормального развития межконфессиональных отношений - подъем общей культуры народа, включая и правосознание, утверждение толерантных традиций в обществе, в семье, в быту. Формирование общественного сознания в духе веротерпимости и мировозренчески-духовного плюрализма во многом зависит от вызревания рыночной экономики, создания гражданского общества, современного правового государства, являющегося гарантом обеспечения прав и свобод человека и гражданина.

 

Для кардинального решения проблемы межконфессиональных отношений немаловажна объединяющая весь народ единая общегосударственная идея. Такая идея должна быть выше церковных и конфессиональных идей, ценностей одной нации или социальной группы. Настаивание на приоритете одной религии, на приоритете религии вообще - это путь не к созданию общенационального единства, а к развалу государственности. Единая идея - ценность высшего порядка; в современных условиях она должна быть не религиозной, а светской. Необходимо выработать и воспитать национальное самосознание, в рамках которого будут одинаково уютно чувствовать себя гражданами одной страны, одного общества представители разных наций и конфессий.

 

Бывший Советский союз неплохо справлялся с этой задачей, и тогда не наблюдались проблемы межрелигиозных отношений как в современности. И заслуга здесь не только в том, что все республики СССР были объединены одной целью и страной, но и в пропаганде равенства всех народов и вероисповеданий. Сейчас же мы все чаще наблюдаем обратную пропаганду, где с помощью СМИ намеренно или нет, но очень часто подчеркивается неравенство между группами. Проводя небольшой эксперимент в виде опроса, можно наблюдать такую ситуацию, когда человек говорит, что испытывает неприязнь к той или иной этнической или религиозной группе, но объяснить, по какой причине так происходит - не может, ссылаясь на информацию только с телевизора или интернета.

 

Исправить сложившийся конфликт поможет культурное воспитание всех граждан Российской Федерации в целом, осознание единства народа. Каждый человек должен иметь свое личное мнение, не навязанное СМИ.

 

Все лидеры традиционных религий нашей страны однозначно признают необходимость установления в нашей стране атмосферы взаимоуважения между всеми религиями и конфессиями, понимая всю опасность для страны межрелигиозной и межнациональной вражды.

 

С призывом к населению России, всему мировому сообществу признать высшей ценностью человеческого бытия религиозную толерантность (веротерпимость постоянно обращается Русская Православная Церковь в лице ее лидеров. Так, в своем выступлении на встрече с участниками конференции «Свобода вероисповедания: проблема дискриминации и преследования христиан» (Москва, 1 декабря 2011 г.) патриарх Русской Православной Церкви Кирилл заявил: «Совесть в сердце человека, осознание связи каждой личности с Творцом - будь то христианин, мусульманин, иудей или представитель иной религиозной традиции - может преобразить отношения между людьми различных убеждений, стать решающим барьером на пути преследований и дискриминации по признаку принадлежности к религии. Греховная гордыня может облекаться и в личину религиозности, когда человек считает себя верующим настолько, насколько глубоко и фанатично ненавидит тех, кто придерживается иных взглядов. Рост религиозного экстремизма является оборотной стороной радикального секуляризма - они едины в своих подходах к инакомыслию и в попытках изменить окружающую действительность по примитивной схеме «свой-чужой».

 

Аналогичной позиции придерживаются духовные лидеры и других религий и конфессий в современной России. Так, один из духовных лидеров российских мусульман, председатель Совета муфтиев России, шейх Равиль Гайнутдин так формулирует цель российских мусульман: «Жить в мире со всеми народами и религиями, мирить, а не стравливать между собой людей, укреплять, а не разрушать веру, не поддаваться на провокации, не оскорблять чувств людей, принадлежащих к другим верованиям, не противоборствовать, а созидать. Мудрые правители должны осознать, какой высокий созидательный потенциал заключен в исламе. Мы способны внести и вносим реальный вклад в укрепление мира между народами, в установление реальной дружбы, добрососедства, в обеспечение экономического развития России».

 

Все выше сказанное свидетельствует о том, что и религиозные лидеры нашей страны, и простые верующие, принадлежащие к разным религиям и конфессиям, а также неверующие в массе своей считают мирное сосуществование религий, культур и народов России важнейшим условием гражданского мира, процветания нашей страны.

 

Как подчеркивает В.Путин в интервью: «толерантность лежит в основе российской государственности, поскольку Россия на всем протяжении своей тысячелетней истории складывалось как многонациональное и многоконфессиональное государство»; «если российскому обществу не удалось бы достичь определенной гармонии между интересами представителей многочисленных конфессий и национальностей, то нам, наверное, не удалось бы создать единого и централизованного государства».

Толерантность - основа жизни российского общества.