Безопасность детей

Последние годы вопросы безопасности в образовательных организациях, в детских лагерях летнего отдыха, в учреждениях по присмотру и уходу за детьми находятся в самом центре внимания Правительства РФ, подведомственных министерств, региональных органов власти, правоохранительных и силовых структур.

За последний год проделан обширный комплекс мероприятий по созданию инфраструктуры безопасности в образовательных организациях, своевременному выявлению и предотвращению терактов, усилению охранных и защитных систем.

bezopasnostdetei0

Подробно изучая многочисленные случаи террористических актов, чрезвычайных ситуаций, смертей в образовательных учреждениях зарубежных стран можно сделать вывод, что в современных условиях для обеспечения безопасности детей необходимо тесное и широкое сотрудничество родительского сообщества, ответственных граждан с правоохранительными органами по вопросам обеспечения безопасности детей.

 

Эксперты из всероссийских родительских комитетов, попечительских советов, родительских сетевых сообществ единодушно отмечают, что настало время начать активно взаимодействовать с правоохранительными органами и силовыми структурами в вопросах обеспечения безопасности детей, противодействия террористическим угрозам. Формы и методы этого сотрудничества могут быть самыми разнообразными в зависимости от особенностей каждой отдельно взятой образовательной организации, населённого пункта, района, региона. Как отмечают родители-активисты, из истории достаточно вспомнить насколько эффективной оказалась в своё время система патрулирования добровольных народных дружин. В современных условиях не менее важно патрулировать социальные сети и мобильные сервисы, чтобы вовремя предотвратить трагедию. В России более 20 миллионов родителей, их активное взаимодействие и сотрудничество с правоохранительными органами может качественно улучшить защиту детей и всех участников образовательного процесса.

 

Разумеется, ключевая роль в этом принадлежит педагогическим работникам школ и детских садов. Только они способны донести нужную информацию до широкой родительской аудитории, организовать и аккумулировать возможности родительского комитета.

 

Что значит «защищать детей»?

 

Родители, стремясь защитить детей, стараются находиться постоянно рядом с ними. Но это «срабатывает» лишь до определенного возраста. Некоторые родители стремятся слишком сильно опекать детей, контролировать любой их шаг. Другие, напротив, позволяют детям слишком многое, твердо веря, что с их ребенком ничего дурного не может случиться. Обе эти позиции имеют один результат — формируют повышенную уязвимость детей.

 

Дети, находящиеся под чрезмерной опекой, не могут выработать собственные инстинкты защиты, у них не формируются навыки для распознавания опасных, угрожающих жизни ситуаций. Гиперопекаемые дети безгранично верят всем взрослым, у них не формируется критичность в восприятии информации, они сомневаются в своих действиях и поступках, слишком полагаются на подсказки взрослых.

 

Мотивы сверхзаботы родителей о детях связаны с тревожностью и страхами, либо основаны на желании ощущать власть над ребенком. Нередко родительская опека усиливается, когда дети становятся более независимы, переходят в подростковый возраст. Такая позиция родителей формируют чувство беспомощности, у подростка снижается самооценка, появляется неуверенность, все это не помогут ребенку защитится в ситуации опасности, фактически, эти качества повышают для таких детей риск стать жертвой.

 

Попустительский тип родительского воспитания предоставляет детям много свободы, родители возлагают на детей ответственность большую, чем они могут вынести, взрослые переоценивают способность детей учиться методом «проб и ошибок». Подход «один раз и не больше» чреват рисками и трагедиями. Вот, например, чтобы родители смогли спокойно отпускать одного ребенка в школу, ребенок для сохранения собственной безопасности должен владеть следующими навыками: уметь оценивать окружающую обстановку с позиции опасности/безопасности; уметь безопасно общаться с незнакомцами; уметь следовать заданным правилам (переходить улицу на переходах, не срезать путь по безлюдным местам и др.); уметь выдерживать напор старших (не отвечать, не вступать в разговор и др.).

 

Если у ребенка начальной школы нет этих навыков — отпускать его одного в школу является риском, поэтому необходимо предусмотреть возможные варианты: провожать и встречать ребенка, прививая необходимые навыки в пешей прогулке (дороге до школы), отвозить и забирать ребенка на машине, найти компетентного взрослого (брата, сестру, бабушку, няню) для сопровождения ребенка.