Обжалование действий адвоката, оказавшего некачественную юридическую помощь

В повседневной жизни случаются ситуации при разрешении которых без квалифицированной юридической помощи не обойтись, и нередко гражданам приходиться обращаться за юридической помощью к адвокату.

 

Для оказания квалифицированной юридической помощи адвокат должен быть профессионалом в своем деле, иметь опыт и юридическую практику при разрешении конкретного вопроса, и состоять в адвокатской палате субъекта Российской Федерации, однако случается так, что  оказанная юридическая помощь адвокатом может не всегда оказаться качественной.

 

Так, если адвокат оказал некачественную юридическую помощь гражданин не лишен права обратиться с соответствующим заявлением в полицию, вместе с тем, согласно пункту 1 статьи 18 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (далее -  Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ), вмешательство в адвокатскую деятельность, осуществляемую в соответствии с законодательством, либо препятствование этой деятельности каким бы то ни было образом запрещаются.

 

Любые сведения, связанные с оказанием адвокатом юридической помощи своему доверителю являются адвокатской тайной, более того, адвокат не может быть вызван и допрошен в качестве свидетеля об обстоятельствах, ставших ему известными в связи с обращением к нему за юридической помощью или в связи с ее оказанием, а проведение оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий в отношении адвоката (в том числе в жилых и служебных помещениях, используемых им для осуществления адвокатской деятельности) допускается только на основании судебного решения, что прямо закреплено в пунктах 1-3 статьи 8 Федерального закона от 31 мая  2002 г. № 63-ФЗ.

 

Кроме того, пункт 3 статьи 18 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ не допускает истребование от адвокатов, а также от работников адвокатских образований, адвокатских палат или Федеральной палаты адвокатов сведений, связанных с оказанием юридической помощи по конкретным делам.

 

В соответствии с пунктом 1 статьи 19 Кодекса профессиональной этики адвоката, принятым I Всероссийским съездом адвокатов 31 января 2003 г. (далее - Кодекс профессиональной этики адвоката), порядок рассмотрения и разрешения жалоб, представлений, обращений в отношении адвокатов (в том числе руководителей адвокатских образований, подразделений) устанавливается разделом вторым названного Кодекса.

 

Пунктом 2 статьи 19 Кодекса профессиональной этики адвоката,  установлено, что, поступок адвоката, который порочит его честь и достоинство, умаляет авторитет адвокатуры, неисполнение или ненадлежащее исполнение адвокатом своих профессиональных обязанностей перед доверителем, а также неисполнение решений органов адвокатской палаты должны стать предметом рассмотрения соответствующих квалификационной комиссии Адвокатской Палаты (далее – «Квалификационная комиссия»)  и Совета адвокатской палаты субъекта Российской Федерации, соответствующего субъекта (далее – «Совет»), заседания которых проводятся в соответствии с процедурами дисциплинарного производства, предусмотренными Кодексом.

 

В соответствии с пунктами 1, 4 статьи 18 Кодекса профессиональной этики адвоката, нарушение адвокатом требований законодательства об адвокатской деятельности и адвокатуре и настоящего Кодекса, совершенное умышленно или по грубой неосторожности, влечет применение мер дисциплинарной ответственности, предусмотренных законодательством об адвокатской деятельности и адвокатуре и настоящим Кодексом, меры дисциплинарной ответственности применяются только в рамках дисциплинарного производства в соответствии с процедурами, предусмотренными разделом вторым Кодекса. Применение к адвокату мер дисциплинарной ответственности, включая прекращение статуса адвоката, является предметом исключительной компетенции Совета, за исключением случаев, когда дисциплинарное дело рассматривается в Федеральной палате адвокатов.

 

Квалификационная комиссия по результатам рассмотрения жалобы дает заключение о наличии или об отсутствии в действиях (бездействии) адвоката нарушения норм кодекса профессиональной этики адвоката, о неисполнении или ненадлежащем исполнении им своих обязанностей.

 

Также, в соответствии с пунктом 3 статьи 8 Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения.

 

Учитывая вышеизложенное, сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации не наделены правом рассмотрения и разрешения жалоб, представлений, обращений в отношении адвокатов (в том числе руководителей адвокатских образований, подразделений), разрешение данного вопроса является исключительной компетенцией соответствующих квалификационной комиссии и Совета, заседания которых проводятся в соответствии с процедурами дисциплинарного производства, предусмотренными Кодексом профессиональной этики адвоката, в данном случае жалоба гражданина  на действия адвоката оказавшего некачественную юридическую помощь будет перенаправлена сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации  на рассмотрение в Адвокатскую Палату соответствующего субъекта Российской Федерации, в которой состоит адвокат.

 

Также, следует отметить, что во вопросу обжалования некачественных услуг адвоката гражданин не лишен права обратиться в соответствующую Адвокатскую Палату субъекта Российской Федерации, самостоятельно.

Начальник правового отделения УМВД России по Фрунзенскому району г. Санкт-Петербурга старший лейтенант внутренней службы   Ю.В. Коман